Интернет- проект «ПИСЬМА НА РОДИНУ, КАК УРОК ИСТОРИИ»

ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ «ПИСЬМА НА РОДИНУ, КАК УРОК ИСТОРИИ»

В Круглянском историко- краеведческом музее хранятся письма мирных жителей, которые были угнаны в Германию во время оккупации на принудительные работы.

Вашему вниманию представляем письмо Бригневича Владимира Константиновича.

Текст соответствует оригиналу письма.

«В марте 1944 года два полицая в сопровождении немецкого офицера варвалис в дом, несмотря на защиту матери, арестовали меня погнали в м.Круглое и посадили на охраняемую палицаями баржу, а через три дня нас в количестве примерно 30 человек погнали по бездорожью в г. Толочин под усиленной охраной палицаев и немцев. В Толочино нас расформировали и через два дня посадили в вагоны телятники и отправили на запад.

Попал я в г. Белосток, там нас помыли в бане и отправили в г. Варшаву столицу Польши. Около трех недель мы находились в Варшаве за колючей проволкой наш барак распологался радом с бараками военнопленных. В апреле месяце представитель из Германии в количестве примерно 18-20 человек забрав нас с лагеря посадив в вагон и увез дальше на запад, не помню сколько ехали, так я очутился в г. Саргемюнде Сарской области. По прибытию меня отправили на работу на пасудную фабрику, я размалывал пароду на мельнице, одновременно я должен был выгружать вагоны, со мной работали немец-старший называли шеф и француз. Проработал я там немного, когда в очередной раз я выгружал вагон, от изнурительной работы, я присел чтобы отдохнуть и уснул, когда нас собирали в лагер (нас водил сопровождающий) вагон остался неразгруженный. За неразгрузку вагона меня посадили в тюрьму на 3 месяца. Три недели я сидел в карцере, 150 грам хлеба и поллитра баланды. Начал я терят слух от недаядания (самая страшная это голод) когда я сказав надзирателю что я заболев, меня перевели на второй этаж и отправили на работу. Работал я вродебы на каком то литейном заводе строили бомбоубежище, поек получали 300 грамм хлеба и литр супу на день, помимо гэтага когда мимо проходили наши русские девушки девушки всегда ложили нам бутерброд. Так я просидев месяца два или немного больше, и в одно прекрасное время ночью нас подняли и человек около 15 нас посадили в машину (так все и подумали. Ну говорим всё кончилос, кончилис муки, но напрасно подумали.) Привезли нас на сахарный завод. Местное гэта называлас Нови Овщейн цукер фабрик. Нас поместили в барок поляков отдельно русских отдельно (я называю русских – всех украинцев, беларусов и русских). Радом с нами находился лагер военнопленных там были русские, поляки, сербы. Когда прибыли на завод, завод еще не работал и мы чистили оборудование (помню как сегодня когда чистили трубы то на трубах была сахарная пыль и мы яе ели тут уже совсем ожили.

Когда американцы завод разбамбили нас выгнали капать окопы, ну там вообще быв ад. Всё описать невозможно, освободили нас союзные войска, американские».

719